В корзине пусто

Откуда взялся Дед Мороз?

Откуда взялся Дед Мороз?

         В 1840 году в журнале были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. Герой  сказки  «Мороз Иванович» - фольклорный  персонаж Мороз. Созданный писателем образ отличается от знакомого нам Деда Мороза. Действие сказки происходит  не  на Рождество и  Новый год, а весной; не он приходит к детям, а дети приходят к нему; да и подарки его — это лишь плата за службу. И все же образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — седой-седой старик, живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Он заботится о природе - покрывает снегом озимые всходы. Он заботится о людях - стучит в окошки, чтоб не забывали печи топить.

         Почти в то же самое время в газетах появились первые рекламные заметки о продаже елок. Мороз Иванович и елка возникли одновременно, но  принадлежат к разным культурным традициям. Мороз Иванович пришел из русской деревни, как  литературная обработка народного Мороза, а обычай украшать елку на новый год пришел из Европы.

         Двадцать лет спустя Мороз появляется в стихах для детей. Именно он управляет погодой и творит зимние волшебства, дает и детям, и взрослым возможность веселиться и развлекаться на лоне природы. Этот Мороз – хозяин зимнего леса, защитник зверья и птиц. Он заботится зимой о растениях, покрывая их снегом («Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай»).
         Русские поэты тоже развивали  фольклорный образ Мороза и с чувством национальной гордости описывали русскую зиму. Школьные учебники  составлялись так, что осенью учащиеся изучали произведения об осени, зимой — о зиме. Поэтому лучшие тексты русских поэтов о зиме, вьюге, снежинках, морозе попадали в учебники. В детском сознании появлялись образы природных стихий, и Мороз занимал одно из первых мест. Одновременно в городской среде укрепляется традиция украшать елку и взрослые ищут ответ на детские вопросы:

-откуда в доме берется елка?

- кто ее приносит?

-кто дарит подарки?

         Елки приносили из зимнего леса, поэтому появились елочные  украшения - зимние лесные атрибуты: снежинки, сосульки, шишки, ягоды, фигурки зверей и птиц. Одной из висящих на елке игрушек стал старик в шубе и с мешком в руках. Вскоре он стал главной елочной игрушкой  и  был поставлен под елку.На праздниках елки  появляются ряженые старики, дублирующие стоящую под елкой игрушку. Так Старик и елка постепенно становятся обязательными и неразлучными атрибутами праздника. 

В период формирования новогодних традиций  елку детям приносили разные персонажи:

бабушка Зима (1872 год)

старички-кулачки, заготавливающие в лесу елки (1882 год);

святочный старик (1894 год)

Санта Клаус (1914 год) — только при изображении западных елок;

просто старик, живущий зимой в лесу (1894 год);

добрый Морозко (1886 год);

Мороз-хозяин зимнего леса (1890-е годы);

Ёлкич (1900-е годы)

Их разнообразие говорит о том, что выбор был сделан не сразу.

 Победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому удвоенному имени нет ни у одного западного елочного персонажа. Он Дед, поэтому относятся к Деду Морозу как к старшему в роде, признают его по-родственному близкую  связь с детьми. Он Мороз — существо в восточнославянской мифологии не только уважаемое, но и опасное. Чтобы не вызвать его гнев, обращаться с ним нужно осторожно. Его задабривали, просили не сгубить урожай. Им пугали детей. Дед Мороз, по существу, и становится предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой.

На праздниках елки Дед Мороз появляется не сразу, а в середине или даже к концу торжества. До его прихода дети подарков не получают.

К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился: он используется как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков. В это время и утверждается мнение об «исконности», древности этого образа: «Дедушка-мороз... внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а, может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает танец вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки».
          До революции представление о Деде Морозе было только у городских детей. Миф был создан усилиями взрослых путем своеобразной обработки западных традиций и народных верований. Дети знали, что зимой Дед Мороз обитает и хозяйничает в лесу, а на лето  уходит в «сибирские тундры», на Север. Его деятельностью объясняются  природные и атмосферные явления. Именно он напускает мороз, сковывает льдом реки, рисует узоры на окнах. Дед Мороз приносит в дома елки и подарки. Внешне он —  старик с румяным лицом и красным носом, с седой бородой и усами, в  шубе и шапке, в валенках, с  посохом в руке и мешком с подарками за плечами.
Дед Мороз добрый и щедрый. Перед Рождеством или Новым годом он успевает обойти все дома, чтобы поздравить, одарить и обласкать всех детей. Он никогда не наказывает детей, а только журит их.

В мифе о Деде Морозе есть расчет на безусловное признание детьми его реального существования. Вера в Деда Мороза превратилась в «испытание на взрослость»: ее утрата рассматривалась как важный этап взросления.

В середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания. Рождество, Елка  и Дед Мороз превратились в «религиозный хлам» . В 1927 году в одном из песенников была напечатана «Песня пионеров», построенная в форме диалога пионеров с Дедом Морозом.

Ах, попался, старый дед,
К пионерам в сети!
Приносил ты детям вред
Целый ряд столетий!
Нерадушен ваш прием.
Стрелы ваши колки!
Лучше, дети, попоем
Вкруг блестящей елки!
Приволок ты неспроста
Пеструю хлопушку:
Нас от имени Христа
Хочешь взять на пушку!
Вашим я не рад словам!
Ах, что за манеры!
Ну зачем, зачем я вам.
Душки, пионеры?!
—Дед рождественский с мешком,
Был ты чтим когда-то!
А теперь тебя смешком
Встретят все ребята!
—Я всегда любил детей
И дарил им книжки.
Для меня всего святей
Добрые детишки.
—Детям ты втирал очки,
Говоря о боге.
Только мы не дурачки —
С нашей прочь дороги!
—Что за дикие слова?
Дерзки ваши клики.
В день Христова Рождества
Это грех великий!
Нам твои противны, дед,
Сказочки да шутки.
Простаков меж нами нет —
Не надуешь! Дудки!
Но для деда благодать
Сказочки все зти.
Отпустите поболтать.
Развяжите сети!
Опустил ты грустно нос —
Не твоя, брат, эра.
Что твой сладенький Христос
Против пионера?!
—Слышу звон колоколов,
Полон умилений.
Детки, все, без дальних слов
Станьте на колени!
—Мы все божеское вон
Гоним неустанно,
Нам милей, чем праздный звон,
Грохот барабана!..
Никуда я не гожусь!
Ах, удел мой дерзкий!
Делать нечего — сдаюсь
В плен ваш пионерский!
Прочь религии дурман,
Прочь грядущего оковы.
Твой рассеивать туман
Мы — всегда готовы.

Реабилитировали Деда Мороза и елку в конце 1935 года. Устроителям детских елок разрешили проявлять инициативу. Они сочиняли сценарии, был выработан стандартный ритуал общественной детской елки. Если раньше дети получали разные по качеству и ценности подарки, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка. 

        В течение зимних каникул дети обычно посещали несколько елок: в детском саду или в школе, на предприятиях и учреждениях, где работали их родители, домашние елки у друзей и знакомых, и на каждом празднике они встречались с новым Дедом Морозом

С конца 1930-х годов создается невиданное количество произведений о Деде Морозе. В одних он выступает в роли хозяина зимнего леса, в других — он изображается как зимний волшебник, преображающий природу, охлаждающий атмосферу, но не устрашающий своим холодом закаленных советских детей.

Во время войны образ Деда Мороза широко использовался в целях патриотической пропаганды: Новогодняя открытка к 1942-му году изображает Деда Мороза, изгоняющего фашистов. На новогодней открытке к 1944-му году Дед Мороз нарисован со "сталинской" трубкой и мешком оружия в руках.
       Ритуал общественных елок с Дедом Морозом соблюдался на всей территории СССР: от Главной елки в Большом Кремлевском дворце до лагерей ГУЛАГа.Обычай посещения Дедом Морозом домашних елок возник только в послевоенное время.В наше время в городах перед Новым годом организуется специальная служба по обеспечению Дедами Морозами детских садов, школ и семей.

На основе опроса жителей Петербурга в 1997-1998 годах сформулированы представления современных детей о Деде Морозе.  Дети считают, что появился Дед Мороз давно ("сто лет назад") или очень давно ("триста, пятьсот, миллион лет назад") и даже — "он был всегда". Дед Мороз в детском сознании связан с зимой, поэтому способ общения с ним определяется его связью с холодом (письмо ему кладется на снег, на окно и даже в холодильник). Подарки заказывают  мысленно,  по телефону или отправляют ему письмо.

 Современные представления о  Деде Морозе перекликаются  с традиционными: Он дарит подарки в начале года, создает магию "почина", которая должна обеспечить счастье, радость и благополучие в течение всего годового цикла.

Просмотров: 2817

Дата: Четверг, 20 Сентября 2012

Разделы

Вход

Поиск

Расширенный поиск

Информация
Статьи
Новые статьи
Яндекс цитирования